Сайт отключен за неуплату!
Доступ к сайту заблокирован в связи с несоблюдением договорных обязательств об оплате услуг по обслуживанию и хостинга сайта.
Доступ к сайту будет возобновлен после погашения владельцем задолженности в полном объеме.
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Кернинг:
Интервал:
Гарнитура:
  • A
  • A
  • A
  • A
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • Вкл.
  • Выкл.
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Без засечек
  • С засечками
  • Брайля
Обычная версия

Семь лет — это возраст, когда ребенок обычно начинает обучаться в школе. К этому возрасту у него развиваются самосознание, способность к абстрактному мышлению, позволяющее в той или иной степени проникать в суть вещей. Понятия греха и личностного покаяния становятся доступными ребенку. И он вступает с Богом в новые отношения. И к осознанию этого родителям нужно подготовиться самим и подготовить ребенка в то время, когда он еще не достигнет семи лет.
Исповедь — это Таинство. И неважно, сколько лет исповеднику. Вот об этом-то родители порой и забывают, когда речь идет о совсем еще, как им кажется, крохотном их чаде. Но ведь ребенок уже благословлен Церковью на серьезное участие в одном из семи великих Таинств. До этого дитя крестили, приносили причащаться. Все это делалось по желанию и воле родителей. Сейчас они должны будут приготовиться к тому, что в храме им придется отпустить ручку ребенка. Отныне он уже не сможет подходить к Чаше без исповеди. Но это, конечно же, не означает того, что теперь можно бросить юного христианина на произвол судьбы, предав его полностью своей воле. Напротив! Именно сейчас ребенку как никогда нужна помощь взрослого. Только вот в чем она будет заключаться?
Искренние беседы с родителями, которые могут начать проводится еще до семи лет, возможно, направят сердце ребенка на истинное покаяние, помогут ему разобраться в себе, в своих детских еще грехах и искушениях, чтобы в один прекрасный день с охотой пойти в храм «помириться с Богом». Да, пусть грехи эти и покажутся родителям незначительными — ребенок должен сам пережить осознание неправильности того или иного поступка, чтобы покаяться в нем перед Христом через священника. Действовать взрослым здесь надо очень разумно, бережно и осторожно.
Спокойствие и дружелюбие — вот главное, что должен видеть и ощущать малыш от родителей, желающих поговорить с ним о состоянии его души. Он должен чувствовать любовь. И даже если речь о покаянии, о будущей исповеди будет родителями начата в связи каким-то проступком ребенка — то и в строгости он должен опять же чувствовать любовь. Само собой, с иным ребенком иногда родитель обязан быть строгим. Но не раздражительным, не деспотичным, не эгоистичным. Если взрослый отдает себе отчет в том, что в ответ на детский проступок он не сможет сдержать раздражения, то не хватать ему надо малыша за руку и тащить к иконам с назиданиями — а самому встать перед этими иконами, чтобы помолиться не только за свое дитя, но и за себя.
Недопустимо что-то навязывать ребенку, а тем более — указывать: «Подойди к батюшке и скажи то-то и то-то». Да еще и требовать потом отчета, все ли он исповедал и какими словами, и что сказал священник в ответ. Тайна исповеди нерушима с обеих сторон, и исповедник не обязан делиться ни с кем ее содержанием. Можно что-то ненавязчиво напомнить ребенку перед исповедью, побудить его осознать грешность какого-то проступка, еще раз прочесть и объяснить заповеди, но что именно и как говорить, должно подсказать ему собственное христианское переживание. И никогда не используйте со своим ребенком книги, в которых перечисляются грехи! Эти списки способны нанести душе реальный вред, тем более — душе неокрепшей.
Но одно вы, взрослые, должны — не силой, не угрозами, не нелепыми сказками — но внушить ребенку неукоснительно. Ребенок должен знать твердо — на исповеди не лгут.
«Используя лишь отрицательные, горькие примеры и слова, это величайшая ошибка! — родители иногда напоминают в отношении своих детей обвинителей» («О детской исповеди»).
И, пожалуй, нередко ребенка совесть может обличить в таком грехе, что ничего, кроме улыбки, у родителя это не вызовет. Но если ребенок поделился с вами — так неужели же вы дадите ему понять, что не принимаете всерьез его наивных прегрешений? Ведь и самим полезно помнить, что многое начинается с малого. Но также следует и помнить и то, что повинную голову меч не сечет.
«Исповедь малышей может и должна быть предваряема исповедальным разговором, который могли бы, конечно же, осуществлять и любящие детей родители (только бы они не были «мясниками» в этом хирургическом деле, только бы они были «вооружены» не отбойными молотками, как стахановцы, но чувствовали бы хрупкость личности ребенка, никогда не переходили бы за грань доброй и благодатной беседы и не превращали бы ее в допрос). Взрослые должны ненавязчиво и мудро приучать малышей к откровенной исповеди, культивировать в детях (в разумной мере!) чувство вины, приучать их к самооценке, к критическому осмыслению своих дел, слов и, в конечном счете, эмоций, намерений, сокровенных движений сердца» (протоиерей Артемий Владимиров «О детской исповеди»).
Вновь и вновь напомним об индивидуальности каждого Божьего создания, каким бы малым по годам оно не было. И опять подчеркнем важность родительского примера. Если малыш видит подготовку к Таинству, если видит радостные лица, своих родных, когда они отходят, исповедавшись, от аналоя, или же даже их слезы — он без слов поймет, что свершается нечто очень важное, далекое от всякой обыденности. Тем более маленький ребенок, настолько восприимчивый ко всему, что наблюдает он у взрослых.
Вы должны объяснить ребенку: если ты хочешь покаяться в грехах и через это помириться с Богом, то в первую очередь тебе необходимо примириться с теми, кого ты обидел, простить тех, кто обидел тебя. Нужно подумать о своем поведении, вспомнить, какие поступки ты совершал, допускал ли какие-то злые мысли и чувства в свой ум и в свое сердце. Грехом может быть и то, что ты отказался что-то сделать — например, не помог маме в ее труде, не уступил место в автобусе старому человеку. Если ты сам не дразнил своего товарища, но спокойно смотрел на то, как это делают другие, не заступился за обиженного, слабого и не утешил, то это тоже — грех. Грехом является и лень. Если ты небрежно делаешь то, что поручили тебе родители, воспитатели в детском саду или учителя в школе — в этом надо каяться. Особенно плохо, когда ты соблазняешь на грех других. Сбежал с уроков и товарища увлек за собой — не дело. Так что перед исповедью вспомни хорошенько обо всем, что ты сделал.
Донесите серьезность исповеди до детского сознания ! Помогите ему прочувствовать ему радость раскаяния! И тогда — можно с уверенностью сказать — что бы ни ждало повзрослевшего ребенка в будущем, он никогда не забудет свою волнующую, трудную, благоговейную и прекрасную детскую исповедь…

Оставьте Ваш комментарий

You must be logged in to post a comment.

Объявление!
Условия приема
Подробнее
Уважаемый респондент!
На территории Ставропольского края проводится независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями.
Анкета
Пожертвования по QR коду
Подробнее
Сведения об образовательной организации
Антикоррупционная деятельность
Прием жалоб и предложений

Новости сада

Масленица 2021

День защиты детей

До свидания, православный детский сад! Здравствуй, школа!